С начала 2022 года швейцарские банки начали закрывать счета российских клиентов. Текущие ограничения и запреты является частью более широких усилий правительства Швейцарии по соблюдению международных санкций против России.
Сначала начали закрывать счета россиян в крупных банках, таких как UBS, Credit Suisse и Julius Baer. Затем к ним присоединились и более мелкие банки. Так, в марте 2022 года Julius Baer объявил о прекращении открытия любого нового бизнеса с россиянами, а в мае инициировал свертывание своей консультационной дочерней компании в Москве.
В мае 2023 года Julius Baer уведомил клиентов — россиян и белорусов — о заморозке их инвестиционных счетов из-за требований европейского депозитария Euroclear.
Летом этого года Julius Baer начал отправлять своим клиентам, которые постоянно проживают в России, уведомления о предстоящем закрытии счетов (подробнее об этом пишет Forbes)
В апреле 2023 года сообщалось, что ведущие швейцарские банки Credit Suisse и UBS предупредили своих российских клиентов, что их счета будут закрыты, если они не перестанут владеть компаниями и платить налоги в России.
Также стоит упомянуть, что, по информации швейцарской газеты NZZ am Sonntag, после завершения поглощения Credit Suisse банк UBS занялся проверкой клиентской базы банка и счел дальнейшее обслуживание некоторых его клиентов сопряженным со слишком высокими рисками, вследствие чего
UBS собирается отказаться от 75% российских клиентов Credit Suisse. Подробнее тут
Какая связь с санкциями
Закрытие счетов у россиян было вызвано рядом причин, в том числе санкциями, введенными против России Западом, а также стремлением швейцарских банков снизить риски.
Санкции, введенные против России, запрещают швейцарскому банку вести дела с частными компаниями и физическими лицами из России. Опасность для швейцарских банков заключается в том, что если они не будут закрывать счета россиян, то сами могут попасть под вторичные санкции. В итоге банк рискует оказаться в судебном разбирательстве.
Закрытие счетов и невозможность открыть новые в швейцарских банках стала лишь вершиной айсберга. Российские клиенты, ранее рассматривавшие возможность релокации своих активов в Швейцарию, и те, кто релоцирует активы из швейцарских банков, сталкиваются с уменьшением возможных вариантов. Ограничения по Swift-переводам за рубеж и ограничения на перевод валюты из России очень сильно сузили возможности для капитала, который находится в РФ.
Стоит отметить, что популярным способом перевода для таких клиентов остается перевод денег через Райффайзенбанк. К сожалению, группа Райффайзен заявила о планах продать российское подразделение или вывести его из структуры группы.
Важно понимать, что кроме проблемы вывода средств из РФ более остро стоит вопрос “А куда выводить эти активы?”. Другими словами, в РФ западные активы нельзя держать из-за внутренних ограничений, а на западе россиянам нельзя хранить западные ценные бумаги и валюту из-за внешних санкций.
Какие существуют альтернативные решения
На текущий момент самым безопасным и проверенным решением является перевод финансовых активов с банковских и брокерских счетов в инвестиционные оболочки Private Placement Life Insurance.
Private Placement Life Insurance представляет собой комбинацию страхования жизни и инвестиционного счета, которая позволяет клиентам управлять своими активами через структуру страхового полиса. Это дает возможность российским клиентам сохранить конфиденциальность и гибко управлять своими инвестициями в условиях санкционного давления.
О данном инвестиционном решении пишут многие известные финансовые институты. Например, UBS и Julius Baer обсуждают потенциал Private Placement Life Insurance как эффективного инструмента управления активами. Они подчеркивают его гибкость, эффективность и способность помочь клиентам сохранить свои финансовые ресурсы в условиях изменяющейся международной среды.
Привлекательность PPLI также подтверждается статьей от Forbes, которая освещает растущий интерес к этому способу.
Bloomberg отмечает, что богатейшие американцы уже давно используют аналогичные методы для оптимизации своих налоговых обязательств, и это стало возможным благодаря легальным налоговым возможностям
Важно отметить, что использование PPLI требует компетентной консультации специалистов в области налогообложения и структурного планирования, чтобы обеспечить максимальную эффективность и соблюдение требований законодательства.